Телефон горячей линии: 8 800-250-41-33
Кабинет потребителя: Вход
Меню
×
Две легенды снова вместе
Новости

Две легенды снова вместе

Две легенды снова вместе

Легендарный советский самолет МиГ-25 («Фантомас») и летчик-испытатель Иван Жуков снова вместе. Эта «пара» была неразлучна больше 10 лет. «Фантомас» - гениальное произведение искусства отечественных авиаконструкторов опередивших свое время. И даже сегодня, в XXI веке, часть рекордов, установленных этой машиной, до сих пор не покорены. Огромную роль в этом сыграл наш земляк Иван Ефимович Жуков. Он освоил «Фантомаса» одним из первых, и долгие годы передавал свой бесценный опыт молодым летчикам.

…21 августа 81-го ничего не предвещало неприятностей. Учебный перехватчик МиГ-25ПУ был послушен и покладист. На высоте 12 км привычно шагнул в стратосферу и даже не поежился, наткнувшись на ее холодное дыхание в минус 56 градусов. Но в момент разгона на полном форсаже на высоте 17 км Жуков вдруг услышал какой-то неприятный хлопок. На табло красных сигналов вспыхнула лампа «пожар», а в наушниках зазвучал леденящий кровь женский голос аварийного речевого информатора: «Ладога, борт пятнадцать, пожар левого двигателя».

Что делать? Катапультироваться или погасить пожар? Ситуация критическая, а тут еще второй летчик Абаленцев вдруг доложил, что чувствует за своей спиной какой-то жар. Значит, все-таки пожар? Да, как выяснилось впоследствии, произошло воспламенение паров керосина в шестом топливном баке, находившемся над двигателями, в самом хвосте самолета. Это была ахиллесова пята «фантомаса». Несмотря на то, что бак отделяли от раскаленных двигателей перегородка, покрытая серебром, и теплоизоляционные маты, набитые специальным волокном, его перегрев нередко приводил к пожарам и катастрофическим последствиям.

Жукову повезло, что шестой бак не разорвало, а только вспучило, и пожар не распространился дальше. Не теряя самообладания, Иван Ефимович принимает решение приступить к снижению за счет уменьшения скорости. Как только он убирал обороты двигателей, тяга падала - и самолет, опуская нос, начинал «сыпаться» вниз. Работа рычагами управления двигателями должна была быть ювелирной, иначе этот энергичный спуск мог превратиться в неуправляемое падение. Выдержка, крепость духа и высочайшее летное мастерство позволили Жукову с Абаленцевым все же вырваться из холодных объятий стратосферы.

Первая попытка сесть не удалась и едва не закончилась трагедией. С застопоренным стабилизатором самолет буквально висел на оборотах двигателя. Попытка создать посадочный угол не удалась, а снижение скорости до посадочной привело к проседанию и опусканию самолетом носа. И вот он роковой миг. Жуков, понимая, что они сейчас столкнутся с землей, прибавляет обороты двигателей до максимальных, прекрасно осознавая, что из-за их низкой приемистости для этого нужно время, а его уже почти нет. И все же у самой земли, успев-таки переварить солидную порцию керосина, двигатели отчаянно взревели, и самолет нехотя поднял нос и, промчавшись всего в одном метре над бетонкой аэродрома, ушел в небо.

Второй заход на посадку Жуков начал издалека, по очень пологой траектории. Долго лететь на малой высоте, на скорости 450 км в час (125 метров в секунду!), было непривычно и страшно. Нельзя было допустить ни одного неверного движения, чтобы с непредсказуемым стабилизатором ненароком не взмыть и не свалиться на крыло или, наоборот, не воткнуться в землю. Напряжение жуткое. Смотреть на приборы некогда. Абаленцев вслух ведет отсчет высоты и скорости. В помощь только интуиция, многолетний опыт, навыки и, конечно же, госпожа удача. В этот день она была на стороне экипажа Жукова. Им надо было обязательно попасть в самое начало посадочной полосы, из-за большой скорости ее могло не хватить. Попали! Едва коснулись на скорости 400 км в час (а положено 290 км в час) серой полосы бетонки, Жуков тут же выключил левый двигатель и начал осторожно, чтобы не сжечь колеса, притормаживать. Выпустил тормозные парашюты и их, слава богу, не оторвало. Все. Сели. Как шутят в авиации: «Самолет цел, экипаж жив, значит, полет удался!» Полет, который длился ровно 50 минут, 50 минут подвига.

…Через полгода полковник Иван Жуков был удостоен звания Героя Советского Союза. А сегодня, в 2019 году, благодарные потомки нанесли портрет нашего героического земляка на стену школы №2, в которой учился настоящий Герой.

Две недели 27-летний художник Георгий Ясафов работал над произведением в тесной связке с АО «ОРЭС-Владимирская область». Для работы на высоте компания предоставила автовышку. По словам художника, он не использовал проектор и не наносил сетку из линий на поверхность стены. Как ему удалось воспроизвести внешнее сходство не прибегая к этим средствам, остается секретом мастера. По словам Ясафова, за такую масштабную работу он взялся в первый раз!

Хочется верить, что уже в скором времени кто-то из будущих первоклашек, вдохновленных работой Георгия и подлинным героизмом легендарного летчика, решит связать свою жизнь с небом и станет настоящим асом.

Фото из личного архива И.Е. Жукова.

Изображения

Читайте также